Павильон "Радиоэлектроника"
Арх. В. Голштейн

1958

«Радиолектроника»

© Юрий Пальмин

О проекте

Архитектура 60-80 годов образует интереснейший пласт советской архитектуры, во многом определивший (и до сих пор определяющий) путь ее развития. Советский модернизм стал третьим и последним большим архитектурным проектом СССР. После недолгих, но прозвучавших на весь мир экспериментов авангарда и двух десятилетий сталинского ампира страна развернула масштабную стройку, охватившую все ее регионы. Начиная с 60-х годов архитектурная экспансия разворачивается на огромных территориях; романтическим символом тех лет становятся “голубые города, у которых названия нет”. Полет в космос открывает новые перспективы человечества, технический прогресс обещает неограниченные возможности по преобразованию Земли. Энтузиазм, рожденный этими мечтами, значительно изменил облик планеты – модернисткая доктрина охватила весь мир.

Ценности

Само явление “советского модернизма» означало внесение в понятие архитектуры этических принципов демократического сознания - открытости, доступности, разумного самоограничения - которые в условиях соц. планирования приобрели весьма специфические черты. Однако без сомнения можно утверждать, что в это время архитектура СССР находилась в едином поле европейской, да и мировой архитектуры. Сравнительный анализ отдельных зданий в России, Германии, Франции и в других странах показывает высокую художественную конкурентность советских архитекторов того времени. Наряду с известными шедеврами этого периода существует множество интереснейших построек в регионах, которые толком не изучены.

Cохранение и приспособление

Сейчас вопросы сохранения и приспособления зданий, по-строенных в 60-80-х годах выходят на первый план. Это связано, в первую очередь, с масштабом застройки — архитектура эпохи индустриального домостроения физически занимает огромные территории городов. Методы работы с этой средой (этические, культурные, экономические) в нашей стране не сформированы. Материалы, собранные в процессе работы над проектом, позволят выявить, описать и предложить адекватное сохранение и использование объектов модернизма, имеющих архитектурную и материальную ценность, как в столице, так и в регионах.

Исследование

Исследовательская работа не ограничивается сбором и классификацией материалов - она предполагает осмысление позиций Центра и Периферии, Универсального и Локального в архитектуре советского модернизма. Исследовательский характер проекта включит в работу многих специалистов; проект станет школой практического обучения: к участию в проекте планируется привлечь студентов архитектурных ВУЗов и дизайнерских школ. Участвуя в проекте, молодые архитекторы, искусствоведы и дизайнеры смогут знакомиться с материалами и историей вопроса, получать практические навыки работы с материалом. Исследовательско-образовательный потенциал проекта представляется чрезвычайно важным.